Условий по кредиту, которые должен проанализировать потенциальный заемщик, множество: размер кредита, размер первоначального взноса, способ подтверждения доходов, дополнительные расходы, валюта кредита, условия досрочного погашения - и так до бесконечности. Какую-то информацию можно получить только по своим каналам; какие-то сведения находятся в открытом доступе, но, тем не менее, не дают возможности сделать - с достаточными шансами на успех - выбор банка и конкретной программы. Так, бессмысленно полагаться на показания ипотечного калькулятора на сайтах банков: подсчет производится более чем приблизительный, не учитывающий, в частности, реальный размер текущих расходов. А это значит, что размер кредита окажется значительно меньше, чем можно было надеяться.
Для избавления покупателя от мук экспертного выбора оптимальной программы и банка, где шансы на успех максимальны, существует так называемый ипотечный консультант, он же ипотечный брокер. Поначалу ипотечными консультантами выступали сотрудники агентств недвижимости, то есть риэлторы, которые и подбирали банк, и вели сделку по покупке жилья. Со временем в штатном расписании риэлторских агентств возникла отдельная единица - ипотечный брокер.
Во-первых, консультант проводит так называемую предварительную квалификацию заемщика - то есть выясняет, годится ли в принципе клиент с его доходами и расходами для того, чтобы взять какой бы то ни было ипотечный кредит.
Во-вторых, консультант выбирает из общего списка те банки, которые оптимальны для конкретного клиента с его имущественной ситуацией. В отличие от расчетов, которые клиент делает самостоятельно, здесь учитываются параметры, в открытый доступ не поступающие: внутрибанковские коэффициенты кредит/залог, платеж/доход, обязательство/доход, где суммируются все постоянные расходы клиента. Кроме того, в расчет принимаются все остальные нюансы - как известно, кредитная политика и отношение к заемщику у разных банков заметно отличаются. Некоторые банки предпочитают, чтобы помимо основных документов предоставлялась, например информация о наличии кредитной истории.
В-третьих, консультант берет на себя заполнение анкеты заемщика, сбор документов (разумеется, за исключением таких, которые заемщик может получить или предоставить только лично), общается с сотрудниками банка вместо заемщика, осуществляет согласование с банком выбранной квартиры. При желании клиент в банке появляется только для получения денег. Некоторые компании, оказывающие услуги по ипотечному сопровождению, утверждают, что в их силах на 1 - 2 дня ускорить рассмотрение в банке заявки на кредит. Кроме того, если причины отказа кредитного комитета заемщикам не разглашаются, то консультант, благодаря личным связям в банке, иногда в состоянии выяснить подоплеку неудачи.
В-четвертых, если ипотечный консультант работает в структуре риэлторского агентства, он ведет собственно сделку по купле-продаже недвижимости.
Как правило, ипотечные консультанты работают до победного результата, причем в большинстве случаев положительное решение кредитного комитета удается получить в первом - втором банке. Объясняется это, прежде всего, тем, что при первой встрече, еще до заключения договора, отсеиваются клиенты с однозначным отсутствием перспективы. Однако и профессиональные усилия консультантов, направляющих заемщика в зависимости от его специфики в тот или иной банк и помогающих ему правильно заполнить анкету, собрать все необходимые и дополнительные документы, тоже играют роль.